Рисование в перспективе ♥ Рисунки карандашом поэтапно

Почему перспектива и восприятие идут рука об руку?

Хотя основы перспективного рисования кажутся довольно прямолинейными, возможности того, как вы можете применить перспективу в своем искусстве, огромны. На самом деле, перспектива почти синонимична восприятию.

Я имею в виду, что вы можете использовать принципы этой техники, чтобы создать свое собственное восприятие окружающего мира через искусство. У вас есть сила иллюзии, способность заставить зрителя видеть то, что вы хотите. Вы можете изменить восприятие вашего искусства, — всего лишь путем завоевания основ рисования перспективы.

Как научиться рисовать в перспективе? Ну, для начала, давайте рассмотрим несколько ключевых терминов, которые вы должны знать, прежде чем вникать в перспективный рисунок, извлеченный из книги, Перспектива для Абсолютного Новичка, Марк и Мэри Уилленбринк.

Видео

Как горизонт делит объекты на части

Давайте представим, что откуда-то издалека прямо на нас едет автомобиль. Или, наоборот, уезжает от нас за горизонт. В обоих случаях чем дальше автомобиль будет от нас, тем он будет меньше по размеру:

а чем ближе к нам — тем больше:

Это легко понять, потому что в жизни мы наблюдаем подобные явления каждый день.

Теперь давайте определимся, где по отношению к этому автомобилю находится линия горизонта. Для наглядности проведём её прямо через машину:

Как интересно: сколько бы мы не двигали автомобиль ближе или дальше от зрителя, его размеры будут меняться, а вот соотношение частей, на которые его разбивает линия горизонта, останется неизменным. Грубо говоря, линия проходит сквозь него всегда в одном и том же месте.

Эта закономерность — хорошая подсказка, как правильно менять размер объектов на картине. Неважно, больше вы их делаете или меньше, нужно следить за тем, чтобы линия горизонта делила их на две части в неизменной пропорции. Пропорция может меняться только в том случае, если вы опускаете выше или ниже уровень глаз зрителя:

Давайте посмотрим на работу испанского иллюстратора Хуанхо Гуарнидо:

Особенно внимательно присмотримся к фигурам девушки и кота, которые расположены на разном расстоянии от зрителя:

Теперь попробуем определить, где здесь горизонт. Это несложно — на картинке много линий, которые устремляются в одну точку схода:

Так что вот она, наша линия и точка схода на ней:

Нам хорошо видно, на какие части линия горизонта разбивает фигуру девушки:

Если предположить, что кот примерно того же роста, что и девушка, мы получаем подсказку, где должны заканчиваться его ноги:

Для этого нам просто нужно помнить, что его фигура разделена на части линией горизонта в том же соотношении, что и фигура девушки, и эта пропорция не изменилась из-за того, что кот находится ближе. Девушка в данном случае задаёт нам уровень глаз зрителя — контекст, необходимый для получения информации, которая не поместилась на холст.

Угловая перспектива

Это самый распространенный вид линейной перспективы, который характеризуется наличием двух точек схода, и более реалистичным изображением предмета, внешний вид которого наиболее соответствует тому, что человек видит в реальной жизни. Самый простой способ объяснить, снова показать на примере куба. 

Мы смотрим на него со стороны грани. Тем самым, реМы смотрим на него со стороны грани. Тем самым, ребра сходятся в две разные точки схода. Некоторые линии на рисунке (в данном случае, боковые грани куба) останутся перпендикулярными линии горизонта. Такая перспектива встречается достаточно часто, т.к. в реальной жизни многие предметы мы видим именно с этого ракурса. 

Как нарисовать дом с перспективой на практике

  1. Сначала намечаем размеры и расположение объекта (композицию) обобщенно «на глаз»
  2. Уточняем пропорции измерением карандашом
  3. Смотрим, где находится наша линия горизонта относительно дома
  4. Учитесь видеть простые формы в объектах, и как они соединены (но не все объекты сводятся к простым)
  5. На практике точки схода лежат за границами листа, и мы направляем сходящиеся линии “на глаз”
  6. Чтобы найти середину прямоугольника с учетом перспективы, надо провести диагонали (помогает рисовать крыши и тому подобное)
  7. Не пытайтесь нарисовать все линии идеально ровно, как чертеж. Так можно делать, но в лучшем случае будет выглядеть как работа в определенном стиле, а в худшем – как неестественный, мертвый рисунок. Это видно, если попытаться нарисовать все доски дома одинаковыми (у художников это называется “пересчитать доски”). Если вы сделаете линии немного неровными, где-то пожирнее, а где-то потоньше, без перебарщивания, рисунок будет выглядеть живо.
  8. Не старайтесь заканчивать линии там, где они заканчиваются на натуре. Рисуйте навылет (“на прострел”). Нет ничего страшного в том, чтобы легонько продолжить линию чуть дальше. Это поможет избежать «дыр» в объектах и не заморачивать свою голову тем, чтобы вывести линию ровно в точку. В конце концов, хвостики линий, сделанные легонько на начальном этапе никак не испортят ваш рисунок, даже если Вы очень любите педантичные рисунки.
  9. Внизу дома можно специально немножко погнуть линию низа, там же неровная земля (но все равно линия низа дома должна сходиться к горизонту, если Вы не хотите нарисовать дом, стоящий на пригорке).

Как нарисовать куб с двумя точками схода

Линейная перспектива с одной точкой схода – это частный случай линейной перспективы с двумя точками схода. Когда мы рисуем куб, «смотрящий» на нас не своей стороной, а своим углом, то только его вертикальные рёбра остаются параллельными линиями. Остальные рёбра удаляются от нас. Но удаляются они в разные стороны. Поэтому в ход вступает прямая линейная перспектива с двумя точками схода.

  • Понять, где именно должны быть нижние углы куба, можно померив расстояние от ближнего угла по горизонтали и по вертикали до двух других нижних углов при помощи карандаша. На практике, при наличии опыта, художники обычно рисуют эти точки на глаз, просто передавая направление линий ребер, а потом проверяют себя, измеряя раскрытие сторон куба по горизонтали.
  • Чтобы понять, в какой стороне находится точка схода, надо посмотреть, в какую сторону удаляются параллельные линии.
  • В видео я строил кубик при помощи линейки и фломастера, чтобы было получше видно на камере. Когда рисуют куб карандашом, линейкой обычно не пользуются (чтобы рисунок был живее).
  • В жизни для большинства объектов точки схода находятся где-то очень далеко, за пределами листа. Обычно точки схода просто додумываются, и параллельные линии направляются примерно в сторону этих точек.
  • Сильные сходы бывают либо если объекты очень большие, либо если они очень близко. Такое бывает редко, обычно сходы умеренные.
  • Но ребра куба обязательно должны сходится на рисунке хотя бы чуть-чуть (кроме вертикальных). Параллельными они не должны выглядеть, а тем более не должны выглядеть расходящимися к горизонту. Иногда расходящиеся параллельные прямые используют как выразительный прием, например в росписи икон, но в реалистическом рисунке – параллельные линии сходятся к горизонту.

Принципы построения

Переходя к теории, обозначим три главных принципа, которые применяются при создании рисунка, чтобы построить правильную линейную перспективу.

• Ближний объект (например, деревья, здания) рисуются перед сзадистоящими, то есть создается эффект частичного перекрытия. • От нас дальние объекты должны быть более легкие, то есть их не нужно прорисовывать толстыми линиями, должно создаваться ощущение воздушного пространства. • Для создания эффекта расстояния дальние объекты должны быть меньше тех, что расположены на переднем плане. Вы можете наблюдать это, если осмотритесь вокруг себя. В реальности все линии в комнате – это либо параллельные, либо перпендикулярные относительно друг друга. Но когда мы рисуем в перспективе, наши параллельные линии начинают сходиться, и чем дальше они от нас, тем ближе они друг к другу.

Эта точка, в которой сходятся в итоге все линии – называется точкой схода. Когда мы смотрим на что-либо, то наш взгляд как бы прокладывает прямую линию к центру объекта. Этот центр и будет той самой точкой схода.

Ширина нашего зрения невелика, всего около 20 см, если говорить о переднем плане, но мы воспринимаем и дальние предметы, и здесь мы уже можем видеть вещи, находящиеся от нас на расстоянии в сотни метров. Чем дальше простирается взгляд, тем шире становится поле вокруг центральной точки. В зависимости от этого предметы будут искажаться, подчиняясь законам линейной перспективы.

Поэтому в процессе рисования важно зафиксировать точку схода и придерживаться ее, иначе рисунок получится искаженным и нереалистиным.

Еще один важный элемент при построении линейной перспективы – линия горизонта. Эта плоскость – воображаемая линия, которая находится на уровне глаз и уходит в даль. Она хорошо видна на открытом пространстве, например, на побережье. Линия горизонта точно разделяет две стихии. Это только то, что мы видим, т.к. на самом деле небо находится над нами, а водная гладь не заканчивается в пределах нашего зрения, а простирается далеко за видимой линией горизонта.

При выборе высоты горизонта вы определяете конкретную заданную точку зрения для того, кто будет смотреть на вашу картину. То есть, на рисунке линия горизонта не будет перемещаться вместе с нашим взглядом, она останется неподвижной, такой, какой ее увидел сам художник.

Рисовальщик может изобразить на рисунке предметы с разных точек зрения. Например, если он нарисовал фигуру сверху вниз, то смотрящий смотрит на нее сверху. При центрированной композиции, то есть, когда линия горизонта изображена на средней высоте, будет создаваться ощущение симметрии, то есть предмет будет отображен фронтально. А если точка зрения будет расположена снизу, то уже само изображение будет уходить вверх, а мы будем смотреть на него снизу.

Линейная перспектива поэтапно

Теперь мы рассмотрим детально, как нужно строить изображение, чтобы не исказить перспективу. Напомним, что в зависимости от правильности исполнения зависит реалистичность рисунка.

Фронтальная перспектива

Фронтальная перспектива

Начнем с самого простого вида – фронтальная перспектива. За объект возьмем куб.

Первым делом нам нужно определить базовые элементы, образующие перспективу, то есть, линию горизонта и точку схода. Теоретически, на рисунке их можно расположить в любом месте, но не с каждой позиции получится удачный ракурс. Теперь мы определяем две линии схода, которые будут обозначать ширину нашего куба. По ним будут проходить грани фигуры, располагающиеся по бокам. Две линии схода послужат основанием нашей фигуры. Этим мы создаем глубину куба. То есть, прорисовываем левую и правую боковые линии. Далее мы соединяем их двумя параллельными линиями между собой. Эти связующие горизонтальные линии основания будут параллельны линии горизонта.

Далее мы будем рисовать вертикальные ребра фигуры. Для этого мы возьмем две боковые точки, которые находятся на переднем плане. Из них мы проведем по одной вертикальной линии вверх.

Теперь мы проведем еще две линии схода, которые будут пересекать ранее нарисованные боковые ребра будущей фигуры. Этим мы окончательно определили высоту нашего куба.

Если вы заметили, то все линии схода выходят из одной точки, в этом и заключается особенность построения фронтального типа. Далее нам нужно изобразить переднюю грань куба. Для этого проводим горизонтальную линию между боковыми ребрами. Учтите, что они должны находиться на одной высоте относительно друг друга, то есть, соединяющая их линия будет параллельна основанию фигуры.

Теперь изобразим ребра, которые находятся на заднем плане. Как и в случае с фронтальными линиями, мы их проводим из точек пересечения основания и боковых линий схода. Вести их нужно до пересечения с верхними линиями схода. Далее мы соединяем эти две линии между собой параллельной основанию горизонталью.

Нам осталось обозначить лишь верхнюю поверхность изображаемого объекта. Проводим два отрезка по верхним линиям схода, тем самым соединяя заднюю часть фигуры с фронтальной. На завершающем этапе просто стираем лишние линии, которые не должны быть видны. Это линии схода и невидимые ребра. Конечно, это самый простой пример, но вне зависимости от того, что вы изображаете, принципы построения останутся неизменными. Главное, чтобы перспектива не исказилась.

Угловая перспектива поэтапно

Угловая перспектива поэтапно

Такая перспектива считается наиболее распространенной. Ее особенность заключается в наличии двух точек схода. Предметы в этом ракурсе мы видим под углом.

Для примера мы возьмем параллелепипед. В зависимости от того, под каким углом он находится, фигура будет представать перед нами фронтально, снизу или сверху.

Мы разберем изображение нашей фигуры из одной позиции – «с высоты птичьего полета». Это является наиболее простым и понятным примером для начинающих.

Как мы уже знаем, для построения нам нужны две точки схода. Как и в первом варианте, мы проводим линию горизонта, но теперь пересекаем ее двумя отрезками, обозначающими точки схода.

Из точек мы проводим по две линии, которые послужат нижним основанием нашей будущей фигуры в местах их пересечения. После обозначения основания мы будем строить вертикальное фронтальное ребро нашего параллелепипеда. Оно определит высоту фигуры. Переднее ребро строится вверх из ближайшей к нам точки пересечения линий схода.

Теперь мы проводим еще две линии схода для соединения фронтального ребра с двумя точками схода. По этим линиям позже мы будем строить верхнюю грань параллелепипеда.

Следующим этапом мы проводим две вертикальные линии из двух дальних боковых углов основания. Их нужно довести до пересечения с верхними линиями схода.

Теперь мы проводим еще две линии из точек схода, они должны пересечь вертикальные линии дальних боковых ребер в верхней точке. Этим самым мы обозначим верхнюю грань.

Соединяем места пересечений нижнего основания и двух новых линий схода вертикальным отрезком. Теперь у нас получились два задних ребра. После чего выделяем линии схода, обозначающие верхнюю грань.

Завершающим штрихом будет удаление лишних линий построения и невидимых ребер фигуры.

Трехточечная перспектива и ее этапы

Трехточечная перспектива и ее этапы

При помощи трех точек схода мы пространственно можем уменьшить размеры объектов в высоту и глубину. Для примера мы вновь возьмем параллелепипед и изобразим его с точки зрения снизу.

Знания по угловой перспективе помогут построить основание фигуры. Ее этапы мы описывали выше.

Теперь нам нужна еще одна точка. Она располагается в центре между двумя уже имеющимися. Она находится намного выше линии горизонта.

От нее мы проводим три отрезка, которые должны заканчиваться в углах основания. Это будут ребра нашей будущей фигуры.

Теперь мы будем строить верхнюю грань фигуры. Для этого мы проводим линии схода из двух боковых точек. Высоту вы определяете сами. Главное, чтобы она не была выше третьей точки схода. В местах их пересечения обрисовываем верхнее основание.

На заключительном этапе, как обычно, убираем вспомогательные линии и грани фигуры, которые невидны. Рассмотрим еще один вариант рисунка параллелепипеда в трехточечной перспективе – вид объекта сверху. При данном варианте третья точка схода располагается под линией горизонта.

Мы как бы начинаем рисовать фигуру сверху. То есть, вначале при помощи линий схода по законам угловой перспективы мы рисуем верхнее основание. Остальные этапы построения будут повторять шаги из предыдущего варианта «вида снизу». Рисуя самостоятельно, можно допустить ошибки, и у вас могут возникнуть вопросы по правильности построения. В школе-студии «Мастер рисунка» опытный преподаватель даст основу, подскажет с чего начать и как правильно изображать предметы с любой точки.

Теги