Олимпийская система розыгрыша

Порядок розыгрыша [ править]

  • Количество участников розыгрыша олимпийской системы обязательно должно быть степенью двойки (2, 4, 8, 16, 32 и так далее). В случае другого числа команд проводятся один или несколько предварительных кругов розыгрыша, в результате которых общее число участников сокращается до ближайшей степени двойки. Во многих видах спорта этот предварительный этап именуется «регулярным сезоном». В индивидуальных видах спорта, где практикуется присваивание игрокам личных рейтингов, возможен отбор в плей-офф нужного количества игроков с наибольшим на момент отбора рейтингом.
  • Двоичный логарифм числа участников определяет число кругов розыгрыша (туров): для 2 участников — один, для 4 — два, для восьми — три, для 16 — четыре. Общее число игр на единицу меньше числа участников. Круги розыгрыша обычно называются по количеству пар участников: для 1 пары — «финал» (он определяет победителя), для 2 пар — «полуфинал», для 4 пар — «четвертьфинал», для 8 пар — 1/8 финала», для 16 пар — «1/16 финала» и так далее.
  • В каждом круге из участников составляются пары, играющие между собой (это может быть одна игра, или матч из нескольких игр, в котором побеждает набравший больше очков; принципиально важно, что результат тура всегда определённый — ничьих быть не может).
  • Из каждой пары в следующий круг выходит победитель, а побеждённый выбывает из турнира.
  • Участник, выигравший финальный круг, становится победителем, его последний соперник получает второе место. Если регламент турнира требует присвоения и третьего места, то проводится дополнительный матч за него между двумя участниками, проигравшими в двух полуфиналах.

Принципы отбора пар на первый этап могут быть разные: чаще всего применяется жеребьёвка, хотя возможен отбор по рейтингу. Пары на втором и следующих этапах могут составляться либо по тем же правилам, что и на первом (на каждом этапе проводится новая жеребьёвка пар или отбор по рейтингу), либо по принципу «жёсткой сетки» — сетка турнира готовится заранее, в ней жёстко задаётся, как будут составляться пары из победителей каждого этапа, и всё распределение пар однозначно определяется порядком заполнения сетки на первом этапе.

Иногда используется вариант плей-офф, в котором некоторые участники начинают игру в турнире не с первого, а с одного из следующих кругов. Например, возможна схема, когда отбираются 24 участника, из которых 8 имеющих лучшие результаты в предварительном турнире или наибольшее значение рейтинга вступают в игру уже во втором туре, а в первом между собой играют остальные 16.

Видео

Олимпийская система с выбыванием после двух поражений (Double Elimination, DE)

Игроки выбывают из турнира после двух поражений. В этом и есть отличие от простой Олимпийской системы (SE), в которой уже одно поражение приводит к вылету участника из соревнования. После первого раунда игроки разделяются на две сетки (верхнюю и нижнюю) и играют раздельно до финала. И только в супер-финале встречаются победители из двух сеток.

Достоинства: не происходит отсев игроков с равным опытом.

Недостатки: игрокам из второй сетки приходится играть большее количество раундов, соответственно игрокам первой сетки приходится их ждать; эта система включает в себя все недостатки SE, кроме отсева игроков с равным опытом.

Примеры

Плей-офф очень широко применяется в регулярных сез

Плей-офф очень широко применяется в регулярных сезонах игровых видов спорта. В основном, эта система проповедуется в хоккее, баскетболе, теннисе, футболе и волейболе. Не стоит забывать и про индивидуальные виды, ведь они сплошь и рядом проходят по олимпийской системе соревнований.

Например, всеми известная Национальная хоккейная лига ежегодно разыгрывает Кубок Стэнли. Дабы завоевать этот трофей, командам потребуется, для начала, пройти в плей-офф от своих конференций, а затем уже играть матчи, состоящие из серии до четырех побед на выбывание. Команда, которая в серии достигает первой отметки четырех побед, проходит в следующий круг. Аналогичная ситуация и в Национальной баскетбольной ассоциации.

Массивно используется проведение соревнований по олимпийской системе и в европейском футболе. По системе матчей, на вылет проходят соревнования за Кубок страны. Всеми полюбившаяся Лига чемпионов, Лига Европы, Чемпионаты Европы и Мира, также играются с помощью игр плей-офф.

Нововведения и усовершенствования

С годами прогресс не стоит на месте. В спорте давно ломали голову, как упростить и, в то же время, сделать плей-офф более организованным и справедливым. Таким образом, появилась новая олимпийская усовершенствованная система. В ней разыгрываются абсолютно все места.

Начиная с первого круга соревнований, проигравшая команда выбывает не из турнира, а из борьбы за определенное высокое место в итоге. В результате победителем станет та команда, которая дойдет до финала и не проиграет ни одного матча, как и в обычной Олимпийской системе соревнований. В свою очередь, последнее место занимает игрок, проигравший все матчи, начиная с первого круга.

Сетка новой и старой системы розыгрыша соревнований одинаковая. Победитель встречается с победителем другой пары, а проигравший по аналогии идет в обратную сторону и играет с каждым последующим проигравшим. За исключением ввода дополнительных таблиц для проигравших игроков, суть системы на вылет осталась прежней.

Швейцарская система с выбыванием (SWISS ELIMINATION, SwE)

Здесь используются несколько предварительных игр в первом раунде с целью выхода предварительно определённого числа игроков с лучшим количеством набранных очков в последующие раунды, которые уже играются в формате SE. Для первого раунда устанавливается «Непрерывный стиль» турнира. Для последующих раундов применяется стиль «По расписанию».

Достоинства: нет раннего выбывания участников; формат SwE по справедливости результатов превосходит формат SE, по скорости проведения лучше Кругового и равен SW.

Недостатки: первые раунды могут быть предсказуемы; как следствие, может проявиться отсутствие интриги.

Особенности [ править]

К достоинствам плей-офф можно отнести минимальное количество игр, по сравнению с другими вариантами турниров, а также «бескомпромиссность» — в нём нет ни возможности, ни смысла в договорных ничьих. Плей-офф нацелен на максимально быстрое выявление сильнейшего и обеспечивает справедливое (если считать силу участников постоянной и не зависящей от того, кто с кем играет) присвоение первого места — его занимает тот, кто никому не проиграл, в то время как все прочие участники турнира кому-то проигрывают.

Если матч длительный и пропускная способность стадиона невелика, устраивают матчи на нескольких аренах. Олимпийская система в этом плане очень удобна: например, четыре ветки турнира проводят на четырёх стадионах. Как только сыграли четвертьфиналы и осталось по одной команде на ветку, их свозят на один стадион, и на нём играют полуфиналы, финал и матч за третье место.

Неудобство плей-офф — в жёстких требованиях к количеству участников. Если это количество не соответствует норме, то единственный выход — по жребию выдать части участников технические победы или технические поражения в первом круге, что ещё больше увеличивает влияние случайного фактора на исход турнира. Единственная альтернатива — предварять турнир плей-офф серией предварительных игр за выход в основной турнир.

Плей-офф совершенно не подходит для турниров, где важно обеспечить справедливое распределение всех мест, а не только первого-третьего. Во-первых, в плей-офф на распределение мест, кроме первого (в особенности — последних), чрезвычайно сильно влияет порядок выбора пар. В случае жеребьёвки последние места распределяются практически случайно: слабый участник, которому жребий даёт сравнимых по силе противников, легко может подняться выше сильного, которому в первом же круге достался ещё более сильный соперник.

Попытка заменить жребий на какую-то осмысленную систему подбора пар по рейтингам делает турнир предсказуемым. Есть два варианта такого подбора: либо «сильный против слабого» — в каждом круге участнику с высоким рейтингом достаётся противник с низким (конкретных алгоритмов подбора может быть несколько), либо «равный с равным» — сильнейшему дают в пару второго, третьему — четвёртого и так далее. В первом случае бо́льшая часть встреч оказывается предсказуемой, а поэтому неинтересной, во втором — половина сильнейших отсеивается на первых этапах и предсказуемым оказывается финал. Поэтому всегда используют первый вариант, чтобы зритель в финале увидел настоящую игру сильнейших, а не серый финал никому не интересных команд.

Кроме того, в чистом плей-офф места, кроме первого и второго, вообще не могут быть присвоены (у всех по одному поражению), и конкретное место заменяется понятием «выход в этап». Если необходимо конкретизировать места, занятые участниками, придётся проводить дополнительные игры, из-за чего теряется основное преимущество плей-офф — быстрота.

Теги